Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 27.02.2017

Реформы должны вывести на первый план частную инициативу

Колонка в журнале "Российский инвестиционный форум-2017"

Старая модель нашей экономики, уже очевидно, не работает. Не принимаются меры, которые бы позволили создать и запустить новую модель экономики. Это сдерживает наш экономический рост, что чревато технологическим отставанием, низкой производительностью и плохим качеством государственного управления. Основные проблемы лежат внутри России, и они – институциональные и структурные, накопившиеся к сегодняшнему дню. Отказ от реформ совпадает по времени с вызовами на мировых рынках, санкционной политикой отдельных государств, а также снижением мировых цен на традиционные сырьевые товары российского экспорта. По моему мнению, сегодня стране нужны институциональные реформы как никогда прежде.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Ключевые факторы экономического роста – состояние рынка труда, капитала, инвестиций и производительности экономики. Демографические тренды показывают: мы перешли к непрерывному снижению численности трудоспособного населения, что препятствует экономическому росту. К 2030 году молодое (20-39 лет) поколение в трудоспособном возрасте сократится на 10 миллионов человек, в то время как категория старшего трудоспособного населения (40-59 лет) вырастет всего лишь на три миллиона человек.

ИНВЕСТИЦИИ И КАПИТАЛ

Некоторое время Россия поддерживала уровень инвестиций в 20-21% к ВВП, а сейчас этот уровень ниже. В условиях сохранения санкций мы предполагаем, что правильные институциональные структурные реформы приведут к накоплению возможностей использования ресурсов для инвестиций. Но только внутренними ресурсами не обойтись. Необходимо максимально повышение привлекательности РФ для иностранных инвесторов. При этом ключевыми факторами инвестиционной привлекательности должны стать повышение качества институтов и макроэкономическая стабильность.

Что с производительностью труда? Темпы ее роста в середине нулевых годов достигли исторически высоких значений, даже по сравнению со странами, у которых получилось экономическое чудо. Но сейчас они у нас снижаются. Прирост капитала и инвестиций в 2006-2007 годах, по сути, маскировал тенденцию снижения производительности, которая достигла минимальных значений. Именно этот параметр ярче всего показывает, что наша экономическая политика неэффективна.

Источником роста в странах-лидерах становятся инновации, внедрение новых технологий, роботизация. Количество многофункциональных роботов на 10 тысяч работников, которые сегодня ежегодно устанавливаются в Южной Корее, составляет 478, в Китае 36, а в России – 2. Осознается ли это в России? Да, сознается. Но движемся мы в нужном направлении пока медленно, поскольку, на мой взгляд, подводит управленческая система, система принятия и реализации решений. Если состояние государственных институтов, государственного управления, предпринимательской среды, готовность к риску, готовность к инвестированию сегодня у нас на уровне, который не позволяет решать эти задачи, значит, реформы жизненно необходимы.

В СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ

С чего начать? С государства. Прежде всего - с реформы государственного управления. В начале 2000-х годов основной задачей было создание институциональных основ новой рыночной экономики, и во многом они действительно были созданы, но их потенциал ограничивался архаичной административной системой, явственно нуждавшейся в обновлении. Такая реформа была задумана, однако ее реализация «утонула» в нарастающем потоке нефтедолларов: потребность в этой и иных социально-экономических реформах снижалась тем быстрее, чем больше разрастался государственный бюджет. И уже кризис 2008-2009 годов показал, что наш экономический рост опирался на крайне неустойчивый фундамент.

Мы не можем терять столько времени, как сейчас, на рассмотрение предложений по реформам в органах исполнительной или законодательной власти. Процесс должен ускориться до месяцев, недель, и даже часов. Также на новый уровень надо вывести подготовку кадров для нужд госаппарата. Появился такой инструмент, как проектный офис правительства, но им покрывается лишь примерно 10% задач, и проектов там пока мало. В тот же «портфель» я бы положил и судебную реформу. Бизнес должен быть уверен, что его законные права, прежде всего на собственность, будут безусловно и беспристрастно защищены.

ЛОВУШКА РУТИНЫ

Важной частью реформ я бы считал реформу общественного сознания. В конечном счете, государство – это совокупность не только институтов, но и людей. Резкие общественные перемены приучили россиян не планировать ничего впрок. Согласно регулярным общественным опросам, около 46% россиян не знают, что с ними будет в ближайшие месяцы, еще 36% — планируют свою жизнь максимум на один-два года вперед. Доминируют жизненные стратегии с малым горизонтом планирования — пережить бы эту неделю, месяц, год, а дальше будет видно. Это и порождает отсутствие общественного заказа на будущие институциональные реформы, и в конечном счете, в условиях отсутствия такого заказа, позволяет их откладывать, редуцировать или вовсе не проводить. Я понимаю, что коснулся наиболее тонкой материи из всех возможных. Это сродни поиску национальной идеи. Но иначе никак. Социокультурные характеристики российского общества, измеренные по методике Хофстеде, относят Россию одновременно к разрозненно коллективистским странам (разбитым на сплоченные, но слабо доверяющие друг другу социальные группы) и «феминным» — ориентированным на долгосрочные стратегии, но максимально избегающим неопределенности. Проще говоря, такая совокупность жизненных установок порождает потребность постоянного бега к великой цели и обуславливает столь же постоянное «недобегание» до нее. Мы всегда находимся в поисках чего-то большого и объединяющего, к чему хотелось бы стремиться — особого «русского пути», национальной идеи — но оказываемся не готовы ни находить, ни вырабатывать приемлемый для всех образ будущего, ни строить к нему дорогу, ни уж тем более поэтапно по этой дороге идти.

Взять, например, вопрос качества жизни и связанную с ним проблему качества человеческого капитала. Только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни. Наши опросы показывают, что молодежь в регионах не считает, что она живет в современной стране, полагая, что, только переезжая в Москву или Санкт-Петербург, она приобщается к современным стандартам качества жизни. На территории России надо создать 10-15 городов-агломераций, сопоставимых по качеству жизни с мировыми лидерами. Давайте поставим перед собой такую цель и будем неуклонно к ней идти.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Еще один важный вызов касается финансового обеспечения реформ. Прогноз доходов бюджетной системы страны до 2035 года говорит о том, что они будут снижаться относительно ВВП. Ведь большая доля в наших доходах – доходы от нефти и газа. По мере снижения доли данного сектора в экономике, эти налоги будут финансировать все меньшую часть расходных обязательств. Таким образом, задачу структурных реформ придется решать в условиях жестких бюджетных ограничений. Если не поднимать налоги, то до 2025 года нам надо будет жить при расходах 32-33% ВВП. Значит нужно сделать упор на эффективность. Чтобы дальше не сжиматься вместе с нефтегазовым сектором, необходимо наращивать экспорт несырьевых товаров и услуг.

Одним из основных источников доходов, очевидно, мог бы стать несырьевой экспорт. Он рос у нас темпами примерно 6,8% в год на протяжении длительного периода. Необходимо за десять лет удвоить объем неэнергетического экспорта с $116 млрд до $230 млрд. А за 20 лет нам нужно довести его примерно до $400-450 млрд. К сожалению, пик роста несырьевого экспорта был достигнут в 2013 году. Но и тогда доля в нем высокотехнологичной продукции составляла лишь 6%. Этот пример ярко показывает, что задачу опережающего экономического развития, сопровождающегося ростом качества жизни, невозможно решить каким-то одним путем, за счет одного источника. Как это сделать - предмет работы правительства, ЦСР, это будет обсуждаться на Сочинском и других форумах.

Институциональные реформы, необходимость проведения которых сейчас стала очевидной, должны разбудить частную инициативу. Она сейчас, кстати, как и в советский период, задавлена бюрократией и многочисленными указаниями сверху. Подобная ситуация губит развитие. В то время как реформы и высвобождаемая ими предпринимательская инициатива стали бы надежным и долговременным источником устойчивого экономического роста.

тема:
колонка

первая полоса

Thumb 4

16.10.2017 ​Победители национальной премии "Гражданская инициатива" в Ульяновской области 16 октября были определены победители регионального этапа конкурса Национальной премии "Гражданск...

Thumb img 8004 1

13.10.2017 На нью-йоркской сессии Биржевого форума ​11 октября Алексей Кудрин принял участие в ежегодной нью-йоркской сессии Биржевого форума. Его п...

Thumb screen shot 2017 10 05 at 01.41.43

05.10.2017 Статья в журнале «Вопросы экономики»: «Бюджетная политика как источник экономического роста» В работе исследуются механизмы влияния структуры государственных расходов на экономическое развитие.

È