Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 01.02.2018

Расходы на образование нужно увеличить на 700 миллиардов рублей в год

Выступление на конференции «Путь к успеху» в Сочи 29 января

1. Мы катастрофически теряем таланты. И не умеем работать с детьми с особенностями развития. Мы не работаем с ними с детского сада, и в рамках такой педагогики, которая есть сейчас, многих теряем. Особенности каждого ученика нужно выявлять через психологические службы в школах. У нас есть психологи, но зачастую это один человек на школу, а нам нужны целые службы такой поддержки. Они должны работать с людьми с разными особенностями. Это создаёт новые возможности для развития и проявления таланта в каждом.

В наших в детских садах не работают с аутистами и дислектиками, не создают для них особые образовательные треки. Например, на контрольных им требуется больше времени на работу, поэтому нужны другие подходы к образованию, даже клавиатуры для компьютера им необходимы другие. Известно, что дислектики не читают буквы, они мыслят образами, но из них, например, получаются великие архитекторы. Это люди с удивительным пространственным мышлением.

Каждый человек — это ценность. А значит должны быть индивидуальные треки обучения, должны быть организованы разные методики для разных групп. По-новому поставить вопрос о психологическом сопровождении: на это нужно выделять деньги, нужно обучить громадный слой специалистов — их недостаточно. Проблема ещё в том, что даже если прямо сейчас можно было бы нанять таких специалистов, — мы бы их просто не нашли.

2. Государство должно финансировать программы переобучения. Сегодня меняются профессии, меняются требования к работе. Теперь обучение должно проходить через всю жизнь. И наша страна ещё не развернулась к этому по-настоящему. Мир меняется.

По последним оценкам две трети ребят, которые сегодня пошли в школу, будуть работать на таких работах, которых сегодня ещё не существует.

Нужно, чтобы человек за свою жизнь минимум два-три раза учился чему-то новому. В среднем человек меняет место работы семь раз, и это не всегда связано с его базовым образованием. Я, например, многому в сфере финансов научился заново уже взрослым. Но мне повезло: было хорошее базовое образование, которое позволило осваивать эти новые вещи.

Государство должно открыть и поддержать, по сути, новое направление — развитие корпоративных программ и индивидуального переобучения. На западе можно тратить неделю своего отпуска (за год) на получение новых знаний, чтобы освоить какой-то инструмент, новый подход. Компании тратят на это деньги, дают отпуск, потому что понимают, что деньги вернутся сторицей с учётом повышения производительности и эффективности труда этого человека, его радости и удовлетворения от работы. Вот и мы должны создать в университетах и в центрах образования программы непрерывного или дополнительного образования, а государство должно их финансировать. Это позволит увеличить и количество преподавателей, и приглашать специалистов из бизнеса, связанных с производством.

3. Расходы на образование нужно увеличить на 700 млрд руб в год. Образование — один из фундаментальных факторов экономического роста. В него нужно инвестировать, чтобы обеспечить долгосрочный рост. Мы в этом сильно отстаём. В стратегии, которую подготовил Центр стратегических разработок, мы считаем, что необходимо увеличить расходы на образование на 0,8% ВВП. Это примерно 700 миллиардов рублей в год. Сегодня на всё образование в стране тратится 3,3 триллиона рублей, а нужно ещё 700 миллиардов — на дошкольное, школьное, высшее, среднее профессиональное и на непрерывное. Мы должны вкладываться в образование по-настоящему.

4. Будущее - за людьми с образованием Liberal arts. И такие программы нужно развивать. В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% — выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык.

Любая бабушка должна понимать, как работать с гаджетом, что нажимать — этим и занимаются люди с образованием Liberal Arts. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

Поэтому, например, на нашем факультете свободных искусств и наук СПбГУ первые два года бакалавриата нет специализации. Каждый студент должен пройти общие курсы — от математики до риторики. Я глубоко убеждён, что изучение философии даёт новое пространство для мышления. Студенты учатся мыслить более концептуально. Критическое мышление, как я вижу, возникает как раз через чтение гуманитарных текстов.

При этом факультет ничего не навязывает: у нас индивидуальные траектории обучения. Нет потоков и групп, курсы по выбору — студент всё решает сам, поэтому каждый раз формируется новое сообщество. Да, есть в этом недостатки — уменьшение общения. С другой стороны, мы стимулируем другие формы общения: разные клубы, дебаты, конференции. Мы видим, что такая модель подготовки даёт результаты. Последние два года выпускники нашего факультета поступают в ведущие мировые университеты на биотехнологию (программа университета Джона Хопкинса). Моя гордость. Получилось так, что поступают студенты, которые изучали у нас «большие данные». А все думают, что мы гуманитарный факультет.

5. Нужно преподавать в школах программирование и предпринимательство. По дороге на конференцию я открыл Coursera и увидел список лучших курсов за 2017 год https://blog.coursera.org/year-review-10-popular-courses-2017/ : машинное обучение, нейронные сети, как учиться, введение в математическое мышление, блокчейн и криптовалюты, программирование. С помощью этой платформы учится около 40 миллионов человека — и это люди со всего мира. Это и есть передовые тренды, спрос на такие компетенции каждый день растёт.

Мы знаем, что в ближайшие 10-15 лет произойдёт цифровизация ключевых сфер — от образования и госуправления до бытовых вопросов. Но пока Россия отстаёт от передовых стран в области цифровизации. Чтобы преодолеть этот разрыв, нам нужны программисты — несколько миллионов программистов во всех сферах, потому что все сферы будут проходить оцифровку. Будет меняться программное обеспечение, интерфейсы, способы передачи информации — это преобразит мир. Масштаб революции будет сопоставим с изобретением колеса. Поэтому в каждой школе должно быть программирование, нужны большие данные (Big Data).

Ещё нужно учить школьников предпринимательству. У нас сейчас в стране 5-7% тех, кто уже занимается предпринимательством. Но только 2% хотят стать предпринимателями. Для развития экономики необходимо, чтобы потенциальных предпринимателей было 5-7%. Здесь, конечно, есть вопрос среды, но есть и вопрос навыков, готовности. Мы спрашиваем, как поднять экономический рост? Через предпринимательство — и основы нужно давать ещё в школе. А это всё те же soft skills — критическое мышление, работа в команде и гибкость.

Источник: Мел.фм

тема:
выступление

первая полоса

Thumb 2

29.06.2018 Новым председателем Комитета гражданских инициатив стал Евгений Ясин Новым председателем Комитета гражданских инициатив стал Евгений Ясин

Thumb e2040a5a32fad7eca0fc8c7dc7415180

21.06.2018 Счетная палата видит своей главной задачей проведение комплексного мониторинга выполнения стратегических целей страны Подводя итоги работы Счетной палаты за 2017 год, Алексей Кудрин сообщил, что за отчетный период к...

08.06.2018 Выступление на пленарном заседании Госдумы по вопросу внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» В соответствии с законом «О Счетной палате» мы представили заключение на предложенные поправки в ...

È