Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 05.09.2019

Представители сотни дипмиссий пришли в Счетную палаты

23-28 сентября 2019 года в Москве пройдет очередной Конгресс ИНТОСАИ - международной организации высших органов аудита. По числу стран-участниц она вторая после ООН, в ней состоят 194 страны. Это неполитическая организация, в её рамках Счетная палата России эффективно сотрудничает с органами аудита США, ЕС, Евразийского союза, Ближнего Востока.

К 5 сентября на конгресс в Москву зарегистрировались больше 600 представителей счетных палат других стран, в том числе 165 глав этих органов аудита.

В преддверии конгресса Алексей Кудрин пригласил представителей дипломатических миссий, расположенных в Москве, на встречу, чтобы рассказать им, чем в современном мире занимаются органы государственного аудита, какие перед ними стоят вызовы, как и какие проблемы они стараются решить, а также о работе российской Счетной палате и новой стратегии ее развития.

На встречу пришли более 100 представителей посольств, в том числе более 50 глав дипломатических миссий.

Ключевые тезисы выступления Алексея Кудрина:

Организуя конгресс Международной организации высших органов аудита – ИНТОСАИ, мы, конечно, вносим большой вклад в укрепление международного сотрудничества. Мы вместе решаем важную задачу по расширению форматов содержательного и конструктивного профессионального общения между нашими странами. Не случайно, девиз ИНТОСАИ звучит следующим образом «Взаимный обмен опытом приносит пользу всем».

ИНТОСАИ - международная организация высших органов аудита, которая была основана в 1953 году.
Сегодня организация насчитывает 194 полноправных члена, 1 аффилированный и 5 ассоциированных членов. По количеству участников ИНТОСАИ – вторая после ООН международная организация. Ее важной отличительной чертой является неполитический характер.

Высший орган ИНТОСАИ – Конгресс, который проводится раз в три года в различных странах. В его работе участвуют все члены организации и наблюдатели.

XXIII Конгресс ИНТОСАИ – крупнейшее во всем международном аудиторском сообществе мероприятие. Он впервые состоится в Москве и пройдет с 23 по 28 сентября.

В соответствии с основополагающими документами ИНТОСАИ руководитель высшего органа аудита страны, принявшей на своей территории Конгресс, становится Президентом ИНТОСАИ и председателем Управляющего совета до следующего Конгресса.

Мы неоднократно подчеркивали в рамках ИНТОСАИ, что Конгресс – это одна из ключевых площадок для дискуссии в международном аудиторском сообществе, поэтому в программе мероприятия мы предусмотрели три формата для общения.

Во-первых, это дискуссионные панели с участием приглашенных экспертов мирового уровня, видных экономистов и государственных деятелей, представителей авторитетных международных организаций (ОЭСР и Всемирный банк).

В качестве тем для обсуждения были выбраны следующие два вопроса.

  • «Макроаудит: стратегические вызовы глобальной экономики и международного развития»;
  • «Как обеспечить устойчивое развитие в эпоху Disrupt: управленческие и технологические решения».

Во-вторых, это открытые дискуссии по вопросам развития ИНТОСАИ. В рамках малых групп, состоящих только
из представителей высших органов аудита, будут обсуждаться такие задачи, как повышение эффективности деятельности организации, усовершенствование коммуникации и системы профессиональных документов ИНТОСАИ, реагирование аудиторского сообщества на цифровые вызовы и многое другое.

Эти дискуссии дадут возможность определить критические моменты в развитии организации, а также послужат основой для выработки будущего Стратегического плана развития ИНТОСАИ.

И наконец, это две тематические пленарные сессии Конгресса. В ноябре 2017 года, на 70-м заседании Управляющего совета ИНТОСАИ, были одобрены две темы XXIII Конгресса ИНТОСАИ:

  • Тема I «Информационные технологии в развитии государственного управления». Ее подготовкой занимается высший орган аудита Китая.
  • Тема II «Роль высших органов аудита в достижении национальных целей». Разработку этой темы взяла на себя Счетная палата Российской Федерации. Вице-председателем темы выступает высший орган аудита Италии.

Дискуссионные документы будут рассмотрены на тематических пленарных заседаниях и в дискуссионных группах. После соответствующих сессий по Теме I и по Теме II будут подведены итоги, которые лягут в основу тезисов Московской декларации.

Мы рассматриваем предстоящий XXIII Конгресс ИНТОСАИ в Москве как прекрасную возможность обсудить насущные вызовы работе высших органов аудита. Еще раз подчеркну, что это и замечательный контекст для развития партнерских отношений между государствами на основе взаимодействия профессиональных аудиторских сообществ, решающих важные задачи государственного развития.

Но не только это. Большое значение для всех нас имеет попытка заглянуть в будущее, в котором перед высшими органами аудита будут возникать новые задачи. Для их успешного решения сегодня нужно активно укреплять международный диалог.

Создание Счетной палаты предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Мы являемся постоянно действующим высшим органом внешнего госаудита и подотчетны Парламенту. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты и 6 из 12 аудиторов. Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счетной палаты и еще 6 из 12 аудиторов.

Для обеспечения деятельности сформирован аппарат Счетной палаты, включающий в себя 63 инспекции и 11 департаментов. Сегодня в нашем коллективе трудятся около 1 100 человек.

В основе нашей деятельности лежат такие фундаментальные принципы, как законность, эффективность, объективность, независимость, открытость и гласность.

Как орган парламентского контроля Счетная палата призвана обеспечить право граждан России на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).

Отталкиваясь от этого положения, закрепленного в Федеральном законе о Счетной палате, мы сформулировали миссию нашей деятельности – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.

Указанные приоритеты и принципы нашей работы нашли отражение в концептуально новой Стратегии развития Счетной палаты до 2024 года. Она представлена на нашем официальном сайте, в том числе переведена на английский язык.

С момента запуска реализации стратегии нами проведена большая работа над совершенствованием отчетов и методик аудитов. Мы активно привлекаем внешних экспертов к этой работе. Мы внедряем информационные технологии в аудиторскую деятельность, аналитические модели и риск-ориентированный подход, проводим цифровую трансформацию. Это, в свою очередь, повышает прозрачность и открытость Счетной палаты, существенно расширяет возможности борьбы с коррупцией.

Являясь полноправным участником бюджетного процесса и поддерживая прозрачность использования бюджетных средств, Счетная палата способствует повышению ориентации органов власти на общественные интересы.

Результатом повседневной, кропотливой работы команды профессионалов Счетной палаты является проведение порядка 400 мероприятий в год. В прошлом, 2018, году акцент был сделан на контрольных мероприятиях. Было проведено 278 проверок. По итогам рассмотрения материалов Счетной палаты было принято решение о возбуждении 40 уголовных дел.

Однако мы видим свою роль, прежде всего, в качестве стратегического партнера и «внешнего консультанта» органов власти, в особенности по стратегическим вопросам развития страны.

Одной из задач палаты законодателем закреплен аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России. Тем не менее, приходится констатировать, что данному направлению уделялось недостаточно внимания. Сегодня это один из наших приоритетов. Мы установили, что для нас увеличение доли стратегического аудита будет важным целевым показателем.

Как вы знаете, указом Президента России в мае 2018 года были установлены 9 национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Для достижения этих девяти целей предложены 13 национальных проектов, которые в свою очередь включают 78 федеральных проектов и тысячи региональных проектов.

Как вы видите, система управления национальными проектами очень сложна. Мы как орган высшего аудита видим нашу задачу в том, чтобы осуществлять постоянный мониторинг и анализ хода реализации нацпроектов.

В феврале Счетная палата запустила информационную панель «Мониторинг достижения национальных целей». Новый сервис доступен на сайте Счетной палаты. Информация доступна и на английском языке.

Платформа предоставляет данные по каждой из национальных целей. Доступны ключевые показатели, их текущие и целевые значения, а также комментарии к ним.

В дальнейшем Счетная палата намерена дополнить информационную панель данными по федеральным проектам, а также оперативной информацией по исполнению федерального бюджета по расходам на реализацию мероприятий национальных проектов.

Наццели и нацпроекты – это только часть каждодневной работы государственной машины. Это приоритетные направления работы правительства, но есть и более широкий контекст. Россия является частью мировой экономики и в полной мере испытывает на себе ее турбулентность, в том числе замедление роста в ряде развитых и развивающихся стран, неопределенность, связанную с торговыми войнами между США и Китаем. Я неоднократно выражал озабоченность нынешними темпами экономического роста в России. В этом году мы ожидаем темпы роста на уровне 1–1,2 процента. И такие показатели у нас сохраняются уже примерно 10 лет.

Основой аудиторского сотрудничества Счетной палаты с зарубежными высшими органами аудита служат документы о сотрудничестве: соглашения, меморандумы о взаимопонимании.

По состоянию на сентябрь этого года база двусторонних документов о международном сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации насчитывает 69 документов. В проработке находится вопрос подписания обновленных редакций соглашений с высшими органами аудита Сербии, США, а также заключение соглашения с высшим органом аудита Франции.
В 2019 году Счетная палата участвует в семи международных аудиторских проектах.

Важное место занимает взаимодействие в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Союзного государства. Мы ежегодно проводим совместные проверки по тематике ввозных таможенных пошлин и внешний аудит в органах ЕАЭС. Также на ежегодной основе реализуем с нашими белорусскими коллегами планы совместных мероприятий, которые, как правило, охватывают, широкий спектр областей.

В этом году мы также планируем совместный аудит с Аудиторской палатой Республики Армения по тематике Российско-Армянского (Славянского) университета.

На 2019 год также запланировано параллельное контрольное мероприятие Счетной палаты с коллегами из Словении по вопросам центров науки и культуры.

Одним из самых активных зарубежных партнеров в области проведения контрольных мероприятий остается Управление Генерального аудитора Королевства Норвегия. С 2008 по 2019 годы проведены аудиты в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности, Арктического совета, биоразнообразия.

тема:
Счетная палата международная деятельность

первая полоса

Thumb 1

13.09.2019 Нужна специальная программа повышения доверия, демонстративного исполнения того, что хотели бы предприниматели На полях Московского финансового форума Алексей Кудрин по традиции дал интервью Business FM.

Thumb 1

13.09.2019 У нас в плане есть много хороших шагов, но они эволюционного характера На полях Московского финансового форума Алексей Кудрин дал интервью России24. Поговорили о том, к...

Thumb 1

12.09.2019 МФФ-2019: В нацпроектах нет мер, достаточных для рывка. Нужны структурные меры ​Алексей Кудрин выступил в пленарной дискуссии Московского финансового форума. По его оценке нацп...

È