Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 07.06.2019

ПМЭФ-2019 День второй: Стабильность и реформы

Алексей Кудрин заявил, что национальные проекты нуждаются в доработке. Да, они соответствуют приоритетам развития российской экономики, но в нынешнем виде не могут обеспечить прорывной рост, по разным оценкам - не больше, чем на 0,5% или чуть меньше 1%.

Пока того, что есть в нацпроектах, недостаточно для перелома. Настроены только приоритеты, но есть меры, которые должно принимать Правительство.

Стенограмма выступления Алексея Кудрина:

Хочу напомнить, что ровно год назад, в конце мая, мы встречались, тогда уже прошли выборы Президента, уже был опубликован указ о национальных целях, национальных проектах, уже было сформировано Правительство - и мы обсуждали что дальше. Я тогда сравнил Правительство с тигром, который готовится к прыжку. И сегодня можно было бы сказать образно, что может быть толчок оказался не очень сильный, может быть еще что-то помешало, тигр вроде как прыгнул, нам представили национальный проект и мы теперь видим, как страна собирается достигать эти цели и эти показатели национальных проектов. С другой стороны, у меня скорее ощущение, что тигр замер в прыжке. Что он еще в каком-то странном состоянии и тем не менее он когда-то приземлится, и мы подведем итоги.

Что может быть разочаровывает, что, конечно, цели амбициозные. Я под ними подписываюсь. Нацпроекты, в целом, в общем соответствуют приоритетам и здесь я тоже многие из них поддерживаю. Но изменит ли это ту ситуацию, сделает тот перелом, чтобы мы прорыв осуществили? И здесь я вчера уже об этом сказал. К сожалению, я думаю, что пока набора того, что в нацпроектах недостаточно для перелома. И сегодня может быть и Татьяна Алексеевна подтвердила, что нацпроекты – только приоритеты и есть много еще, что делать или должно делать Правительство. Мы, как Счетная палата, мы мониторим выполнение национальных целей, национальных проектов. Сейчас закреплена персональная ответственность, мы сегодня очень строго будем за этим смотреть, более строго, чем это было предыдущие 6 лет, когда выполнялись тоже указы и соответствующие показатели, но, скажем, многие из них не выполнены и, может быть, общий итог не подведен, к сожалению, но сейчас это будет более строго.

И я бы назвал 3 первых вывода из этого, которые уже есть. Первое, выполнение нацпроектов не приводит к достижению национальных целей. Помните, к национальным целям относится снижение бедности, продолжительность жизни, пятая экономика в мире, высокотехнологичное там производство. Но к нацпроектам, это уровень ниже, чем национальные цели, относятся более такие отраслевые задачи: образование, здравоохранение, экология, повышение производительности и так далее. Но, повторяю, нацпроекты не приводят к достижению нац. целей. Правительство опубликовало единый план достижения национальных целей. Он шире, он обозначает более широкий круг направлений, но плана, как такового, конечно, там пока нет. Скорее, в этом направлении надо работать и поэтому мы не видим всех мер, которые позволили бы достичь эти национальные цели.

Второе, нацпроекты не приводят к экономическому росту среднемировому. В общем, по некоторым оценкам, например, Альфа-банка или Института Народнохозяйственного Прогнозирования, они повлияют на увеличение роста не больше, чем на 0.5% или чуть меньше 1% точно. И сегодня вопрос экономического роста очень важный, потому что без экономического роста вот такого среднемирового в России, ну не только будем конечно стагнировать, становиться менее интересными всему миру, но мы не выполним и национальных целей, национальных проектов. Не будет тех доходов населения, не будет тех инвестиций в стране, не будет тех бюджетных доходов и, соответственно, инвестирования в публичные блага.

Третий вывод. Судьба нацпроектов и нац. целей лежит вне нацпроектов и сегодня все мы об этом говорили, что первыми приоритетными вещами для нас являются судебная система и правоохранительная, потому что это стало острой проблемой, это дестабилизирует ситуацию, нет правил, мы видим избирательное применение законодательства и это сегодня никого не устраивает. Сегодня это фокус для, я сказал уже, Президента, Правительства, здесь наводить порядок. Я бы спросил: есть ли у нас общее понимание, что там нужно сделать? Давайте вот на это фокусироваться ближайшие наши встречи, конференции. У меня есть соответствующий законопроект, который был подготовлен группой экспертов еще в ЦСР и сейчас мы его обсуждаем с разными Министерствами, в том числе с Антоном Германовичем, и мы готовы представить в ближайшее время план по стабилизации ситуации в сфере правоприменения и декриминализации, в том числе, законодательства и более строгих правил при осуществлении ответственности наказаний.

Но не этим только заканчивается. Мы говорили о государственном управлении. Если мы не видим этих приоритетов или мер, значит мы что-то в государственном управлении не настроили, она не видит эти фокусы, она не перенастраивает систему на эти фокусы и не убирает эти барьеры, эти сложности с пути инвесторов. И может быть еще я бы сказал вот в ответ на то, что Антон Германович сказал. Если вы говорите, что кто-то получает прибыль, но не хочет инвестировать, здесь возникает тоже такая скрытая упрека, угроза может даже звучит, но я бы сказал – это естественное положение бизнеса, во-первых, стремиться к прибыли и к наращиванию своего капитала и в общем тогда вопрос: а почему он у нас здесь не реализуется в полной мере, а идет в другие зоны или юрисдикции, где, может быть, эти условия больше?

Поэтому, конечно, мы должны видеть это, как лакмусовую бумажку, что если инвестиции не растут, значит здесь комплекс условий не создан. Поэтому я бы так относился к этому вопросу и все-таки видел, что у нас сегодня не создан тот круг условий, который требуется для инвестирования. У нас были периоды, когда инвестиции росли по 10% в год, но я, может быть не скромно, но скажу, что за период моего там нахождения в Правительстве, когда я был Министром финансов, средний темп роста в стране был 5.3%. Выше среднемирового. И есть интересная, допустим, статистика: 1999 – 2008 года. 10 лет у нас средний темп роста был практически 7% в российской экономике. Последние 10 лет у нас темп роста 1%, значит у нас есть проблемы структурного характера и я может быть больше поговорил про структурные бы проблемы, но сегодня все-таки на первом месте проблема институтов власти, институтов, которые обеспечивают от сохранения прав собственности, до институтов инвестирования. Институциональные шаги должны стать во главе наших мер. Спасибо.

тема:
ПМЭФ

первая полоса

13.06.2019 Алексей Кудрин: наш бизнес платит "налог на недоверие" к правосудию ​Алексей Кудрин дал интервью агентству Интерфакс о рисках недоверия, эффектах санкций, темпах рос...

Thumb 1

13.06.2019 Интервью для ТАСС На полях ПМЭФ-2019 Алексей Кудрин дал интервью журналистам ТАССа.

Thumb 1

10.06.2019 ПМЭФ-2019 день первый: Интервью РБК-ТВ На полях ПМЭФ2019 Алексей Кудин даль интервью телеканалу РБК-ТВ. В том числе он рассказал, как мо...

È