Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 29.09.2017

О структурных изменениях, необходимых для увеличения роли малого и среднего бизнеса - выступление на форуме ОПОРЫ России

Хочу поздравить «Опору» с пятнадцатилетием и с большими результатами! Из этих пятнадцати лет большая часть судьбы «Опоры» была связана с тем, когда я работал в правительстве, и было много интересных идей реализовано – вот с Германом Грефом мы тогда создали упрощённую систему налогообложения, другие интересные инициативы, которые сегодня работают.

Оттолкнусь от трёх-четырёх проблем. Первое. Всё-таки малый бизнес очень сильно зависит от общего тренда экономического роста. И если у нас последние 10 лет средний темп экономического роста в стране в год – 1% в среднем, то в этих условиях малый бизнес очень страдает. Если мы могли бы рассчитывать на рост 3-4%, то это существенно бы активизировало создание малых предприятий. Поэтому общие проблемы страны и темпов экономического роста также важны для развития малого бизнеса.

Напомню, что в прошлом году у нас новых предприятий впервые за много лет оказалось меньше, чем ликвидированных. Впервые изменился этот тренд. Он очень тревожный. Это означает, что нет сегодня у предпринимателей и у граждан ощущения успешности этого бизнеса.

Назову вторую проблему, которая важна для роста и для страны. Международно мониторинг говорит о том, что у нас тех, кто хотел бы создать свой бизнес было в прошлом году2,1%. Это самый низкий показатель из 65 стран, которые мониторятся международными организациями. Причём в соседних странах – таких, как Польша или Латвия – до 20%. В среднем по Европе – около 20%, чуть больше, чуть меньше. Это количество тех, кто хотел бы создать свой бизнес. Если у нас будет 2%, то мы не прорвёмся к новым темпам экономического роста. Это вопрос статуса, престижа предпринимательской деятельности.

У нас, кстати, не так плохо относятся к предпринимательской деятельности, по опросам 65% населения считает, что это достойная, позитивная деятельность. Но почему-то это не реализуется в желании создать свой бизнес. Около 20% считает, что это очень опасная, очень рискованная деятельность, которой просто человеку трудно заниматься и там много издержек.

Ещё одну проблему назову. Чтобы нам быть быстрорастущей страной, нам нужен несырьевой экспорт, его нужно существенно наращивать. Нужно уходить от этой зависимости, только нефти/газа, которыми, как правило, занимаются крупные компании. Так вот, у нас малый и средний бизнес в экспорте представляет только 6%. Вуспешных, инновационных странах - 20-40%.Здесь у нас большой резерв. У нас сегодня одно предприятие из 150 выходит на экспорт. Нужно за 6 лет удвоить количество выходящих на экспорт. Тех, кто пробует, попытается найти свою нишу, должно быть существенно больше.

Поэтому все меры, которые были связаны с упрощением выхода, со снятием барьера выхода на экспорт, с упрощением таможенных, финансовых процедур, отмены валютного контроля – это всё способствовало бы занятию малыми предприятиями достойного места в экспорте. Зачастую мы по цене и качеству конкурентоспособны, есть целый ряд ниш на европейском и азиатском рынке. Но мы боимся этого.

Назову ещё одну проблему, о которой здесь говорили – об отчётности и контрольных проверках. Больше 200 контрольно-надзорных функций у нас в стране, включая федеральный и субъектовый уровни, свыше160 – только на федеральном уровне. В Европейском союзе или в странах ОЭСР таких мер, таких функций – около 50, основных, которыми охватывается бизнес. У нас такой резерв сокращения! И неспроста здесь почти каждый выступающий говорит об отчётности, о проверках, о чрезмерных барьерах.

Мы должны сегодня поставить амбициозную цель. Мы в ЦСР очень серьёзно проанализировали все эти функции. У нас есть предварительное предложение, где можно сократить. Но мы понимаем, что без политической воли, без решения сократить за 6 лет, допустим, эти функции в два раза - а мы считаем это реалистичным – не решить эту проблему. Мы должны поставить себе такой KPI, как государство, как правительство.

То же самое в отношении контрольных органов. Неспроста у нас ряд контрольных органов дублирует одни и те же вопросы в проверках. Нужно сократить количество органов, оптимизировать виды контроля. Допустим, 36 федеральных контрольных органов, а мы должны перейти к 15, может быть, к 20 на первом шаге, за 6 лет.

Сейчас очень серьёзный фактор – это платформенные цифровые решения. Здесь можно провести революцию в области управления контрольно-надзорной функцией. Не надо будет выходить с проверкой на каждое предприятиепо данным, которые специально будут собраны от нескольких органов – от налоговой, от Пенсионного фонда, от других контрольных органов. Можно создать общую картину работы предприятия, не выходя на него с проверкой. Сегодня эта задача уже поставлена. И правительство в этой области начинает ряд проектов. Но за 6 лет нужно здесь провести, как я уже сказал, революцию в системе управления. В том числе в системе регулирования. Снижая количестворегуляторных шагов и мер. Мы ими перегружены. То, что нам рассказывают предприятия – непрерывно происходящие изменения, скорее ухудшающие положение. Поддерживаю продление моратория на проверки, а также введение моратория на изменения в регуляторной деятельности, ухудшающие положение малого бизнеса.

Еще одна важная сфера– это повышение производительности и технологическая революция. Почему вообще у нас низкие темпы роста? С учётом разных структурных дисбалансов, проблем, которые накопились, одна из главных – мы слабо наращиваемпроизводительность экономики. Получается так -у нас низкие темпы роста, потому что низкая производительность, мы не наращиваем её. Поскольку у нас низкая производительность и низкие темпы роста, у нас не растут сектора экономики и средний и малый бизнес. Гдеэтот замкнутый круг может разорваться? Во многих странах это сегодня малый и средний бизнес, который уходит в инновации и предлагает новые решения. Как стать из малого средним? Нужно предложить новое решение для работы в своей сфере. Оно сразу за собой потянет и внимание, и спрос.

Можно существенно больше тратить ресурсы государства на увеличение венчурных фондов для среднего и малого бизнеса, для сертификации и патентования. Я за полгода опросил десятки предпринимателей, разговаривал с представителями десятков инновационных малых предприятий. Они говорят: «Мы имеем решение, оно даже привлекательно, но мы не можем, у нас нет денег на проведение патентной защиты. А, допустим, если бы были деньги, не такие большие, от 5 до 10 миллионов рублей на решение, мы бы могли поддерживать патенты и в США, и в Европе».

Это требует средств. Прежде чем заработать на патент, надо сначала в это вложиться. Считаю, государство должно смелее тратить на патентную поддержку, на инновационные решения малого и среднего бизнеса. Я бы выделил этот аспект, тогда, может быть, мы разорвем этот круг. Конечно, инновационные решения не только малый и средний бизнес реализует, но и крупный. В отношении крупного отдельная история.

Последний тезис. Придерживаюсь по-прежнему того правила, которое отстаивал, когда был в правительстве - нам нужно уменьшать долю государства в экономике и в бизнесе. Там, где у нас конкурентные рынки, государство должно уходить. Это касается всех секторов, гдемы в конкурентном рынке, включая и добывающий, и финансовый секторы. Пусть это будет поэтапно, но этот тренд должен четко прослеживаться. И только с увеличением частного сектора в экономике мы будем укреплять и справедливую конкуренцию, и долю малого и среднего бизнеса. Тогда они себе будут прокладывать дорогу.

Сейчас, когда мы обложены государственными компаниями, серьезными, по сути, преференциальными мерами в интересах государства, мы просто имеем отношения совершенно другой, менее гибкой и менее комфортной среды для конкуренции среднего и малого сектора.

Вот эти ключевые, структурные изменения должны быть проведены, чтобы повысить роль малого и среднего предпринимательства. Придерживаюсь целей, которые записаны в проекте Стратегии развития России на 2018-2024 годы – увеличение доли малого и среднего бизнеса в производстве ВВП до 40% на обозримый, до 2025-го, примерно, года период.

тема:
выступление ЦСР ОПОРА России

первая полоса

Thumb 2

29.06.2018 Новым председателем Комитета гражданских инициатив стал Евгений Ясин Новым председателем Комитета гражданских инициатив стал Евгений Ясин

Thumb e2040a5a32fad7eca0fc8c7dc7415180

21.06.2018 Счетная палата видит своей главной задачей проведение комплексного мониторинга выполнения стратегических целей страны Подводя итоги работы Счетной палаты за 2017 год, Алексей Кудрин сообщил, что за отчетный период к...

08.06.2018 Выступление на пленарном заседании Госдумы по вопросу внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» В соответствии с законом «О Счетной палате» мы представили заключение на предложенные поправки в ...

È