Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 29.09.2017

О структурных изменениях, необходимых для увеличения роли малого и среднего бизнеса - выступление на форуме ОПОРЫ России

Хочу поздравить «Опору» с пятнадцатилетием и с большими результатами! Из этих пятнадцати лет большая часть судьбы «Опоры» была связана с тем, когда я работал в правительстве, и было много интересных идей реализовано – вот с Германом Грефом мы тогда создали упрощённую систему налогообложения, другие интересные инициативы, которые сегодня работают.

Оттолкнусь от трёх-четырёх проблем. Первое. Всё-таки малый бизнес очень сильно зависит от общего тренда экономического роста. И если у нас последние 10 лет средний темп экономического роста в стране в год – 1% в среднем, то в этих условиях малый бизнес очень страдает. Если мы могли бы рассчитывать на рост 3-4%, то это существенно бы активизировало создание малых предприятий. Поэтому общие проблемы страны и темпов экономического роста также важны для развития малого бизнеса.

Напомню, что в прошлом году у нас новых предприятий впервые за много лет оказалось меньше, чем ликвидированных. Впервые изменился этот тренд. Он очень тревожный. Это означает, что нет сегодня у предпринимателей и у граждан ощущения успешности этого бизнеса.

Назову вторую проблему, которая важна для роста и для страны. Международно мониторинг говорит о том, что у нас тех, кто хотел бы создать свой бизнес было в прошлом году2,1%. Это самый низкий показатель из 65 стран, которые мониторятся международными организациями. Причём в соседних странах – таких, как Польша или Латвия – до 20%. В среднем по Европе – около 20%, чуть больше, чуть меньше. Это количество тех, кто хотел бы создать свой бизнес. Если у нас будет 2%, то мы не прорвёмся к новым темпам экономического роста. Это вопрос статуса, престижа предпринимательской деятельности.

У нас, кстати, не так плохо относятся к предпринимательской деятельности, по опросам 65% населения считает, что это достойная, позитивная деятельность. Но почему-то это не реализуется в желании создать свой бизнес. Около 20% считает, что это очень опасная, очень рискованная деятельность, которой просто человеку трудно заниматься и там много издержек.

Ещё одну проблему назову. Чтобы нам быть быстрорастущей страной, нам нужен несырьевой экспорт, его нужно существенно наращивать. Нужно уходить от этой зависимости, только нефти/газа, которыми, как правило, занимаются крупные компании. Так вот, у нас малый и средний бизнес в экспорте представляет только 6%. Вуспешных, инновационных странах - 20-40%.Здесь у нас большой резерв. У нас сегодня одно предприятие из 150 выходит на экспорт. Нужно за 6 лет удвоить количество выходящих на экспорт. Тех, кто пробует, попытается найти свою нишу, должно быть существенно больше.

Поэтому все меры, которые были связаны с упрощением выхода, со снятием барьера выхода на экспорт, с упрощением таможенных, финансовых процедур, отмены валютного контроля – это всё способствовало бы занятию малыми предприятиями достойного места в экспорте. Зачастую мы по цене и качеству конкурентоспособны, есть целый ряд ниш на европейском и азиатском рынке. Но мы боимся этого.

Назову ещё одну проблему, о которой здесь говорили – об отчётности и контрольных проверках. Больше 200 контрольно-надзорных функций у нас в стране, включая федеральный и субъектовый уровни, свыше160 – только на федеральном уровне. В Европейском союзе или в странах ОЭСР таких мер, таких функций – около 50, основных, которыми охватывается бизнес. У нас такой резерв сокращения! И неспроста здесь почти каждый выступающий говорит об отчётности, о проверках, о чрезмерных барьерах.

Мы должны сегодня поставить амбициозную цель. Мы в ЦСР очень серьёзно проанализировали все эти функции. У нас есть предварительное предложение, где можно сократить. Но мы понимаем, что без политической воли, без решения сократить за 6 лет, допустим, эти функции в два раза - а мы считаем это реалистичным – не решить эту проблему. Мы должны поставить себе такой KPI, как государство, как правительство.

То же самое в отношении контрольных органов. Неспроста у нас ряд контрольных органов дублирует одни и те же вопросы в проверках. Нужно сократить количество органов, оптимизировать виды контроля. Допустим, 36 федеральных контрольных органов, а мы должны перейти к 15, может быть, к 20 на первом шаге, за 6 лет.

Сейчас очень серьёзный фактор – это платформенные цифровые решения. Здесь можно провести революцию в области управления контрольно-надзорной функцией. Не надо будет выходить с проверкой на каждое предприятиепо данным, которые специально будут собраны от нескольких органов – от налоговой, от Пенсионного фонда, от других контрольных органов. Можно создать общую картину работы предприятия, не выходя на него с проверкой. Сегодня эта задача уже поставлена. И правительство в этой области начинает ряд проектов. Но за 6 лет нужно здесь провести, как я уже сказал, революцию в системе управления. В том числе в системе регулирования. Снижая количестворегуляторных шагов и мер. Мы ими перегружены. То, что нам рассказывают предприятия – непрерывно происходящие изменения, скорее ухудшающие положение. Поддерживаю продление моратория на проверки, а также введение моратория на изменения в регуляторной деятельности, ухудшающие положение малого бизнеса.

Еще одна важная сфера– это повышение производительности и технологическая революция. Почему вообще у нас низкие темпы роста? С учётом разных структурных дисбалансов, проблем, которые накопились, одна из главных – мы слабо наращиваемпроизводительность экономики. Получается так -у нас низкие темпы роста, потому что низкая производительность, мы не наращиваем её. Поскольку у нас низкая производительность и низкие темпы роста, у нас не растут сектора экономики и средний и малый бизнес. Гдеэтот замкнутый круг может разорваться? Во многих странах это сегодня малый и средний бизнес, который уходит в инновации и предлагает новые решения. Как стать из малого средним? Нужно предложить новое решение для работы в своей сфере. Оно сразу за собой потянет и внимание, и спрос.

Можно существенно больше тратить ресурсы государства на увеличение венчурных фондов для среднего и малого бизнеса, для сертификации и патентования. Я за полгода опросил десятки предпринимателей, разговаривал с представителями десятков инновационных малых предприятий. Они говорят: «Мы имеем решение, оно даже привлекательно, но мы не можем, у нас нет денег на проведение патентной защиты. А, допустим, если бы были деньги, не такие большие, от 5 до 10 миллионов рублей на решение, мы бы могли поддерживать патенты и в США, и в Европе».

Это требует средств. Прежде чем заработать на патент, надо сначала в это вложиться. Считаю, государство должно смелее тратить на патентную поддержку, на инновационные решения малого и среднего бизнеса. Я бы выделил этот аспект, тогда, может быть, мы разорвем этот круг. Конечно, инновационные решения не только малый и средний бизнес реализует, но и крупный. В отношении крупного отдельная история.

Последний тезис. Придерживаюсь по-прежнему того правила, которое отстаивал, когда был в правительстве - нам нужно уменьшать долю государства в экономике и в бизнесе. Там, где у нас конкурентные рынки, государство должно уходить. Это касается всех секторов, гдемы в конкурентном рынке, включая и добывающий, и финансовый секторы. Пусть это будет поэтапно, но этот тренд должен четко прослеживаться. И только с увеличением частного сектора в экономике мы будем укреплять и справедливую конкуренцию, и долю малого и среднего бизнеса. Тогда они себе будут прокладывать дорогу.

Сейчас, когда мы обложены государственными компаниями, серьезными, по сути, преференциальными мерами в интересах государства, мы просто имеем отношения совершенно другой, менее гибкой и менее комфортной среды для конкуренции среднего и малого сектора.

Вот эти ключевые, структурные изменения должны быть проведены, чтобы повысить роль малого и среднего предпринимательства. Придерживаюсь целей, которые записаны в проекте Стратегии развития России на 2018-2024 годы – увеличение доли малого и среднего бизнеса в производстве ВВП до 40% на обозримый, до 2025-го, примерно, года период.

тема:
выступление ЦСР ОПОРА России

первая полоса

Thumb 4

16.10.2017 ​Победители национальной премии "Гражданская инициатива" в Ульяновской области 16 октября были определены победители регионального этапа конкурса Национальной премии "Гражданск...

Thumb img 8004 1

13.10.2017 На нью-йоркской сессии Биржевого форума ​11 октября Алексей Кудрин принял участие в ежегодной нью-йоркской сессии Биржевого форума. Его п...

Thumb screen shot 2017 10 05 at 01.41.43

05.10.2017 Статья в журнале «Вопросы экономики»: «Бюджетная политика как источник экономического роста» В работе исследуются механизмы влияния структуры государственных расходов на экономическое развитие.

È