Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 13.11.2019

Низкое качество госуправления стало барьером для использования бюджетных средств

Алексей Кудрин представил заключение Счетной палаты на поправки в федеральный бюджет 2019 года.

Стенограмма выступления Алексея Кудрина:

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Счётная палата представляет наиболее важные замечания к законопроекту, с которым сегодня выступило правительство.

Прежде скажу о некоторых показателях макроэкономики. Правительство сохраняет свой прогноз по росту ВВП на уровне 1,3%. И как сейчас сказал Антон Германович, с учётом третьего квартала всё-таки ожидает выхода на запланированные показатели. Мы считаем, что это возможно, только если и в четвёртом квартале будет такой же примерно рост – 1,9%.

Будем надеяться, наш прогноз был существенно меньше, что в этом году будет около 1% рост в целом по году.

К тому же мы не видим ускорение инвестиций. Рост инвестиций за первое полугодие составил 0,6% вместо 2% прогнозируемых, поэтому пока нам это не позволяло говорить об оптимистичном варианте завершения этого года.

По обороту розничной торговли прогноз был снижен с 1,6% до 1,3%, объём платных услуг населению, скорее всего, будет на 0,5% снижен, то есть уменьшится в этом году, ожидалось, что он вырастет.

То есть целый ряд косвенных показателей говорит о том, что пока серьёзного ускорения экономики не происходит и наращивания спроса тоже.

Индекс деловой активности PMA, который в мае опустился ниже пороговой отметки в 50 пунктов, означает, конечно, снижение экономической активности. Вот почему я не вижу таких серьёзных основ для оптимистичного прогноза по росту ВВП.

Прогноз инфляции снижен сейчас до 3,8%, что, я думаю, вполне реалистично. Рост реальных доходов населения, правительство считает, 0,1% будет, то есть околонулевой. Хотя первоначально планировался рост выше, конечно. Он не позволит выполнить те целевые показатели по снижению бедности.

Если говорить о бюджете, общий объём доходов уменьшается на 205 миллиардов рублей, прежде всего, за счёт снижения нефтегазовых доходов почти на 400 миллиардов. Ненефтегазовые вырастут на 194 миллиарда, ненефтегазовый дефицит составит около 5,9%.

Хочу обратить внимание на складывающуюся практику решения по дивидендам. Помните, на этот год было снова спланировано 588 миллиардов? Я всегда и при утверждении бюджета говорил: мы готовы поддержать, главное, чтобы правительство выдержало эту планку. Ну в первом же квартале мы снизили этот прогноз на 145 миллиардов изменениями в бюджет. Сегодня 443 миллиарда правительство старается выполнить, и это уже неплохо, за счёт, в том числе, перенесения выплаты промежуточных дивидендов, которые, казалось бы, мы должны были получить в следующем году - на сумму 61 миллиард рублей. Но выплатят их в этом году, тогда прогноз 443, скорее всего, будет выполнен. Поэтому здесь можно сказать неплохо, ситуация складывается неплохо, но тогда в следующем году мы 61 миллиард из платежа следующего года не досчитаемся. Значит мы можем только ждать, что теперь мы будем заимствовать из очередного года путём выплаты промежуточных дивидендов.

Мы указали это и, в том числе, в заключении на законопроект на будущую трёхлетку. Расходы бюджета вырастут на 196 миллиардов рублей, и существенных изменений в структуре расходов не произойдёт.

Что вызывает беспокойство? На 1 ноября исполнение расходов составило 71%. То есть у нас осталось 2 месяца, а у нас из федерального бюджета должно быть потрачено 29%. По сути, на ноябрь-декабрь придется израсходовать 5,7 триллиона рублей, в общем, такого масштаба у нас еще не было, это почти на триллион больше, чем за 2 месяца прошлого года.

Мы тем самым видим риски, что часть расходов как всегда не будет проведена. Напомню, что у нас ежегодно наращивался уровень неисполнения расходов. Если в 2016 году это было всего 220 миллиардов по итогам года, в 2018 – 778 миллиардов, то в этом году мы ожидаем почти или около 1 триллиона.

Ну, что можно сказать. Почему мы не тратим 1 триллион, это 1% ВВП? Не даем заказов предприятиям, малому бизнесу, они не вливаются в экономику, не поддерживают, по сути, экономическую активность? Конечно, нельзя сказать, что у нас слишком много денег, поэтому мы не можем их потратить. Я должен сказать, что за последние 3 года в процентах к ВВП расходы уменьшились на 3% ВВП, то есть мы сокращали расходы и даже сокращенные расходы не можем теперь потратить в размере 1% ВВП.

Значит, только что Антон Германович сказал, что будет потрачено 18,5 триллиона рублей, это примерно 17,1% ВВП. То есть, даже по плану, по законопроекту это чуть, это на 1% выше, чем факт прошлого года, но, если добавить соответственно переходящие остатки, за счет которых будут осуществлены расходы, которые не учтены в основных параметрах, это получилось бы 17,8% ВВП. Но если отнять триллион, который не будет выполнен, это примерно 16,8 триллиона рублей, то есть, это меньше, чем, допустим, в 2017 или в 2016 году в процентах к ВВП. То есть, мы когда-то тратили и расходовали, и жили за счет этих расходов, но сейчас, почему-то мы этого не можем сделать.

Это, конечно, не потому что денег много и мы не можем потратить, это из-за, я считаю, некачественного государственного управления. И здесь сегодня правительству нужно очень серьёзно на это обратить внимание.

В общем, мы пришли к тому уровню, когда государственное управление, его характер и качество стали препятствием реальному исполнению многих обязательств государства и поддержки бизнеса и активности в экономике. Думаю, на это нужно специально обратить внимание. И Счётная палата в своих заключениях и по итогам этого года будем называть конкретно, кто несёт ответственность за такое неответственное, неэффективное использование государственных ресурсов, которые запланированы всеми органами власти.

Законопроект изменяет финансовое обеспечение всех 42 программ, увеличивает на 183 миллиарда, но, как всегда, в показатели госпрограмм никаких изменений не вносится, к этому будем еще возвращаться.

Законопроект затрагивает финансирование трёх нацпроектов и комплексного плана модернизации инфраструктуры.

Особое внимание хочу уделить ситуации с адресной программой. Расходы ФАИП уменьшатся на 28 миллиардов, но с учётом уменьшения, сейчас уточнения, которое произойдёт, у нас всё равно заблокированных на 1 ноября останется 32 миллиарда. Вот не готова проектно-сметная документация, и всё равно эти объекты не снимаются. Мы посмотрели по объектам: по каким-то в апреле еще должна была быть утверждена документация, по какой-то в сентябре. Всё равно не утверждена, и объекты не снимаются.

Это одна из причин, почему у нас будут не израсходованы средства на конец года. Я посмотрел, там есть объекты, которые два года перетекают из бюджета в бюджет, и не исполнена проектно-сметная документация. Почему тогда мы оставляем их в списке объектов?

И если посмотреть на исполнение самой программы, то на 1 октября уровень кассового исполнения всего 350 миллиардов рублей. Это 38,7% сводной росписи. Напомню, что по итогам 2018 года мы тоже не исполнили 135 миллиардов рублей из запланированных расходов по инвестициям.

Ну, вот в этом году на 1 октября 2019 года целый ряд объектов не получают средства. Реконструкция Сеченовского университета, строительство онкологических диспансеров в Орске и Набережных Челнах. На строительство главного корпуса Музея Мирового океана в Калининграде направлено только 1,7% от запланированного. На реконструкцию корпуса Российского научного центра хирургии Петровского – 1,8%. На строительство и технологическое оснащение НИИ пульмонологии – 5,3%.
В целом к октябрю ввели в эксплуатацию только 25 из 390 объектов, запланированных к введению в этом году. Это серьезные риски невыполнения. Хочу напомнить, что по итогам прошлого года не ввели 181 объект, то есть 45 процентов. Мы и в этом году ожидаем, к сожалению, что не будет введено больше половины или около половины всех запланированных объектов. Друзья, это тоже качество государственного управления.

Спасибо.

тема:
выступление Госдума Счетная палата

первая полоса

Thumb                      1

25.05.2020 Лечить болезнь, а не симптомы Алексей Кудрин проводит ревизию аптечки для экономики

Thumb                      22

27.04.2020 5 тезисов Алексея Кудрина о том, как российской экономике пережить кризис Председатель Счетной палаты поделилсясвоим мнением о происходящем в России и мире в связи с панде...

È