Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 28.09.2016

Необходим поворот к более производительной экономике, который не сделать при нынешнем качестве госуправления и состоянии инфраструктуры

Выступление на I Московском финансовом форуме 23 сентября 2016 года.

Период успешного развития мировой экономики, который происходил до 2008 – 2009 годов, характеризовался тем, что развитые страны позволяли себе больше заимствовать, потреблять больше, чем сберегать. В них были все уверены. Но сейчас оказалось, что в этот период они накапливали долг. Когда-то – это теперь понятно – этот долг нужно гасить. Сегодня мир накопил громадный долг. Трудно спрогнозировать, как он будет погашаться. Идет большая дискуссия о по этому поводу. Кто-то уже находится в критическом положении. Например, Европа тоже подходит к критической черте. США подошли к критической черте по долгу. Это серьезный вызов.

Следующий вызов – это демография. Она хуже, чем все предполагали. Это сильно меняет прогнозы финансовых институтов. Особенно пенсионных фондов, целого ряда других институциональных инвесторов. Они не справляются со своими обязательствами. Применяются меры поддержки государствами такого рода институтов - это же социальные, в том числе, вопросы. Также сегодня встала проблема трудоспособного населения и его старения. Это, повторяю, со старением связано. Прежней массы рабочей силы уже нет. Кстати, растут расходы бюджетов на медицину, растут очень быстро. Это проблема уже и нашей страны одновременно с учетом старения населения. У нас в ближайшие десять лет примерно треть населения достигнет пенсионного возраста. Перед всеми государствами встала эта глобальная проблема.

Но я еще к одной проблеме перейду. Мы сегодня находимся на заре новой технологической революции. И нужно не ждать ее прихода, а уже активно перестраиваться в связи с меняющейся ситуацией. Также сегодня в мире стоит проблема протекционизма и ограничения торговли. В повестке дня всех стран – структурные реформы. США, Германия, Великобритания, в целом европейское сообщество, Китай – все понимают, что мы уже отыграли прежнюю модель экономики. Скорее всего, в ближайшие 20 лет будет формироваться новая. И каждая страна должна соответствовать вызовам и рискам о которых я сказал. На них нужно отвечать: проводить структурные реформы, быстрее выходить из этих ловушек, плюс проводить технологическую модернизацию на фоне обсуждаемой Четвертой промышленной революции. Это существенно изменит и облик, и модели развития. Тот кто сумеет быстрее развиваться, в том числе технологически, повышать производительность, поддерживать в здоровом состоянии свои макропараметры, тот, скорее всего, и ответит на эти вызовы в ближайшие 10-15 лет. Не надо уповать и ожидать, что мы будем жить, как все, ориентируясь на не очень высокие показатели мировой экономики,или смирившись с тем, что на нашу продукцию будет слабый спрос. Мы должны выходить на те рынки, которые станут расти быстрее, и быть более успешными. Нельзя успокаиваться. Нужно быть более активными.

Рыночной экономике России 13 лет. ОЭСР, Евросоюз, США признали её таковой примерно в 2003 – 2004 годах. И к этой рыночной экономике предъявляют требования как к очень развитой, полностью сформировавшейся. Мы построили ее основы. Но нам еще нужно укреплять институты, они должны стать более эффективными. У нас инфляция слишком высокая. А ведь именно она определяет стоимость денег в экономике. У нас, после того как цена на нефть упала, в этом году дефицит бюджета будет 3,7% ВВП, а, может быть, даже 3,9% по последним оценкам. В следующем году нам надо снизить его хотя бы на 1%, так как это много для нашей страны при еще сохраняющейся зависимости от нефти. А если цена на нефть будет не 40, а 30 долл? Это может случиться теоретически если не в этом году, то в течение следующих нескольких лет. Прогнозирую, что в течение 20 лет цена на нефть может быть еще ниже. Она может устойчиво уйти на 30 долл и более низкий уровень в связи с мировыми процессами в этой сфере: с учетом кризиса в Китае и других вызовов. Мы должны быть к этому готовы. Поэтому для нас 3-4% – это высокий дефицит.

Это вызовы, с которыми нам нужно работать постоянно. Мы это понимаем. Но, несмотря на это, мы за 25 лет так и не перезапустили механизм технологического развития. Мы сегодня отстаем от всех развитых стран по технологическому обновлению и инновациям. Мы ставили себе в каждой пятилетней программе цель выйти на передовые рубежи в даной сфере. Но не справились в очередной раз. Задачи, которые ставились в концепции долгосрочного развития, указах президента, они не выполнены. При том, что в отдельных отраслях у нас есть передовые предприятия. Но это, скорее исключительные примеры. Так Россия не сможет в ближайшие 10-20 лет соревноваться за новые мировые рынки. Нас на них не будет. Нефть уже не будет так интересна, а новую продукцию мы не можем предложить. У нас темп роста ниже среднемирового. Значит, российская экономика будет скукоживаться. Жизненный уровень может остаться таким же или падать. Это наш самый серьезный вызов. Мы видим это в Центре стратегических разработок как одну из ключевых задач - разворот к более производительной и эффективной экономике, с настройкой всех основных институтов. Бюджетная, налоговая, денежно-кредитная задачи должны решаться в по-хорошему консервативном ключе. Потому что деньги должны быть дешевыми. И необходимо так выстроить институты, чтобы они это обеспечивали.

На первом месте - государственное управление. С нынешним его качеством, с теми безумными проверками, которые весь бизнес сейчас проходит, мы не двинемся дальше. Стимулов для инвестирования будет мало. И с нынешним качеством транспортной инфраструктуры мы дальше не двинемся. Нам нужно как минимум удвоить финансирование инфраструктуры, иначе, повторяю, она не будет соответствовать современным требованиям экономики. У нас уровень научных разработок и качество университетов как инновационных центров не соответствуют современным вызовам. Нам нужно увеличить финансирование университетов, именно научного и инновационного их профиля. У нас госкомпании в том виде, как сейчас, являются, скорее, тормозом для развития и достижения этих целей. Наши госкомпании не тратят сопоставимо с мировыми корпорациями на инновации, они не стали инновационными. Они такими должны стать в ближайшие 10-15 лет. В чем-то они будут приватизированы, в чем-то должны освоить этот механизм.

Сейчас в России снижается число людей трудоспособного возраста. Снизился в том числе и приток мигрантов. Экономически активное население в ближайшие несколько лет будет сокращаться. Лет семь будет уверенно падать. Соответственно, мы при меньшем количестве трудоспособного населения должны создавать больше ВВП. Труд должен стать более производительным. Я перечислил вызовы, над которыми сейчас работает ЦСР - как создать дорожные карты, которые позволят преодолеть эти ограничения и совершить разворот, о котором я сказал. Без этого разворота мы все другие социальные задачи выполнить не сможем. Их не решить с высокой долей участия государства во всех процессах, большем аккумулировании средств и перераспределением. Мне кажется, все в этом зале точно не хотят, чтобы государство увеличивало налоги и перераспределяло их в правильном направлении. Вот этого точно все присутствующие здесь не хотят.

В данный момент мы в ЦСР работаем над определением вызовов, стоящих перед страной и механизмами ответов на них. Это очень важно – правильно определить вызовы и цели и на них сконцентрироваться. Ведь мы сегодня в госпрограммах, в политике ставим, казалось бы, очень благородные задачи, но оказывается, что мы размазываем средства, не концентрируем их там, где нужно. Надо сократить расходы в определенных отраслях. В каких-то сократить больше, в каких-то меньше. Пока же мы сокращаем более-менее равномерно во всех отраслях, за исключением оборонной промышленности и социальной сферы. У нас за последние семь лет в процентах ВВП выросли только две статьи в расходах всей бюджетной системы страны: оборонные расходы – примерно на 1,5%, и социальные расходы - больше чем на 4% ВВП. Все остальные – суммарно снизились в процентах ВВП, включая, образование и здравоохранение. Такая инерция не развернет страну к большему росту. Поэтому очень важно определить цели и приоритеты, методы их достижения. Только если начнем по-настоящему перестраиваться, то сможем говорить, что создадим для всего бизнеса новые ориентиры и новые возможности. Все будут понимать, что рост начнется. Интерес к инвестициям резко увеличится. Как бы там ни было, 80% новых инвестиций, которые преобразуют нашу экономику, будут частными. Мы должны создать благоприятные условия для частного сектора. Около 12 триллионов руб сегодня лежат на счетах предприятий в банках и не инвестируются. А нам тут предлагают напечатать деньги. В то время как мы не создали среду, в которой бы бизнес почувствовал, что эти деньги можно проинвестировать. Мы уперлись в качество институтов, которые не позволяют создать вот эту уверенность в ближайшем будущем.

тема:
выступление

первая полоса

Thumb                      45

16.04.2021 Этот опыт ещё пригодится Алексей Кудрин о работе в СПбГУ и вызовах образованию

Thumb                      44

13.04.2021 ИНТОСАИ и ОЭСР развивают сотрудничество Председатель Счетной палаты и глава Международной организации высших органов аудита Алексей Кудри...

Thumb                      43

07.04.2021 Госдума: лифт внешнего контроля и аудита в своем качестве каждый год поднимается на один этаж Счетная палата завершила обсуждение итогов своей работы за 2020 год. В среду годовой отчет контро...

È