Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 10.03.2017

Для раскрытия экономического потенциала надо передать субъектам РФ часть полномочий

Выступление на сессии "Межбюджетные отношения. В поиске равновесия" на Сочинском инвестфоруме 27.02.17

АНДРЕЙ МАКАРОВ:

Теперь я бы хотел бы задать вопрос Алексею Леонидовичу Кудрину. Алексей Леонидович, ведь систему межбюджетных отношений, как все говорят, надо менять, и она меняется постоянно. Министр финансов сейчас обозначил те проблемы, которые он видит на этом пути, и то, что он считает главным. А вот на ваш взгляд, что важнее всего в этих изменениях? Или ее, может быть, вообще не надо менять? Может, оставить так, как было – точечную настройку? Вот сейчас решили вопрос с Калугой. В принципе это не так много регионов.

АЛЕКСЕЙ КУДРИН:

Да, спасибо, Андрей. Вы знаете, мы подходим сейчас в Центре стратегических разработок к этому вопросу, с точки зрения как способствовать тому, чтобы регионы поднимали свой экономический потенциал, и в стране росли темпы экономического роста. И если подходить с этой точки зрения, как добиваться более высоких темпов экономического роста, то, в общем, нужно говорить, что надо предоставить существенно больше свобод субъектам. В последние годы появился целый ряд законов, которые все больше и больше регламентируют деятельность в ряде отраслей субъектов, уже предопределяют нормативы финансирования. В общем, это значительно сковывает возможности, которые есть у субъекта.

Кроме того, я бы назвал проблему контрольно-надзорных функций. Субъект поднимает свой потенциал, а деятельность почти 80 федеральных надзорных органов может перечеркнуть этот процесс. И мы знаем, что это так по факту и происходит. Здесь нет прямого решения. Допустим, часть полномочий, может быть, треть или четверть, по контролю и надзору передать субъектам. Часть просто отдать, а часть больше делегировать, надо смотреть. Во-вторых, и на федеральном уровне мы часть функций должны сокращать, уменьшить давление на бизнес в регионах.

Кроме того, и субъекты должны подумать о том, как они поднимают потенциал экономического роста. Уменьшить, в том числе, и свои барьеры, потому что значительная часть таких барьеров сегодня складывается, в общем, и на их территории.

Для правоохранительных органов, возможно, также должны быть свои KPI или показатели их влияния на экономический потенциал в регионе. Даже если они не самостоятельно действуют в субъекте, то должны быть как-то связаны общими задачами региона. Думаю, пришло время и для контрольно-надзорных органов на федеральном уровне определить какие-то ориентиры, показатели их взаимного сотрудничества, работы с субъектами по поднятию экономического потенциала.

С точки зрения межбюджетных отношений я не вижу сегодня большого потенциала передачи новых ресурсов в субъекты Российской Федерации. Только если это будет связано с делегированием определенных полномочий, наверное, в каких-то границах это может быть. Например, в первую очередь я считаю неправильным, что сложилась диспропорция дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и отраслевых субсидий на поддержку отдельных направлений реформирования. В прошлом году таких субсидий было 100, в этом году их 65. Прошло укрупнение ряда субсидий, например, в агропромышленном комплексе. Это положительный процесс, но я думаю, что таких целевых субсидий должно быть существенно меньше. Их должно быть 20 самое большее. И они должны решать главные задачи, которые стоят перед страной, а не размазываться и решать в каждой отрасли какие-то текущие задачи.

Например, я посмотрел соглашение с Минкультуры по количеству посещений библиотек – это есть сейчас в соглашениях с субъектами. Зачем этот показатель спускается субъекту, и под это обуславливается направление целевых субсидий? Субсидии должны быть ориентированы на целевые и самые главные задачи, которые ставит перед собой федеральная власть, и которые она готова решать совместно с субъектами. Меньшее количество субсидий – более лаконичные показатели.

Но в первую очередь я бы сделал следующее: часть субсидий отраслевого характера передвинул в фонд выравнивания развития регионов. Сейчас, допустим, около 500 миллиардов руб примерно – точно не помню – отраслевых субсидий. Часть из них направить в фонд развития регионов, миллиардов 200, а остальные распределить по тем принципам, о которых я сейчас сказал – меньше субсидий с более лаконичными показателями.

АНДРЕЙ МАКАРОВ:

Итак, первый слайд – это межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в текущих ценах. Как мы видим, в принципе все, в общем, вполне прилично. Я не знаю, хватает этих денег или не хватает, но в общем, примерно на одном уровне.

А теперь, если можно, покажите слайд 6.1 – это то же самое, но в ценах 2008 года. Это объем трансферта. Алексей Леонидович, с учетом вот этих цифр, что вы посоветуете?

АЛЕКСЕЙ КУДРИН:

Мне сейчас трудно оценить эти цифры, которые за 2008 год.

АНДРЕЙ МАКАРОВ:

Они честные.

АЛЕКСЕЙ КУДРИН:

Да, цены 2008 года уже начали меняться в связи с кризисом. Но я думаю, что они в целом отражают тенденцию. В 2009 году мы ввели систему бюджетных кредитов. Она должна была помочь пережить кризис после шока падения доходов. Я напомню, что цены на нефть в I квартале 2009 года были 40 долларов за баррель на протяжении нескольких месяцев. Сейчас мы переживаем близкую, похожую ситуацию. Бюджетные кредиты должны были помочь регионам пережить шок. Мы заместили финансирование, которое они потеряли в виде доходов, или даже уменьшили возможность заимствования. В тот момент это было дорого, бюджеты субъектов не были определены. Я тогда предполагал, будучи министром, что система бюджетных кредитов временная, на период шока, кризиса, и она будет, в общем-то, завершена. Но, к сожалению, и в успешные 2010-2011 годы, ив 2012-м, и в 2013-м, когда у нас и рост был по 4% в год, и доходы росли, мы не отказались от этой системы. Затем начался новый кризис, и эти кредиты опять поддержали субъекты.

Сегодня не только кризис является причиной этих бюджетных кредитов, но и решения по майским указам президента, которые наложили дополнительные обязательства на субъекты. Субъекты сокращали свои инвестиции, сократили в 2 раза, сокращали расходы по ремонтам и другим приобретениям, увеличивали долги. И, в общем, максимально использовали и внешний долг, и сокращение своих расходов, чтобы выполнять указы. Это стало еще одним фактором нагрузки на субъекты. Они были вынуждены заимствовать, чем не выполнить эти указания. На сегодняшний день, я думаю, нужно провести черту и начать новую эпоху в части долга регионов. Долг регионов – 2 триллиона 340 миллиардов руб на 1 февраля, из них 1 триллион бюджетный. Понятно, он дешевый и очень выгодный, но я думаю, что мы должны постепенно уходить от него, поэтапно за 3-5 лет.

Кстати, в бюджете на рефинансирование этого долга трехлетки объемы ежегодно сокращаются. С 300 до 50 миллиардов – в 2019 году. Это всем должен быть сигнал, что никто не получит рефинансирования в том объеме, какой он имел раньше. Нам нужно переходить к рыночному долгу, больше облигационному, чем банковскому. Мы так жили до 2008-2009 года, пусть у нас и не было такого долга. Но мы должны одновременно сократить давление части своих требований и обязательств нефинансируемых мандатов на субъекты. К сожалению, этот вопрос до конца не урегулирован, потому что указ требует выполнения, и на ближайшие 1,5 года существует большая нагрузка по выполнению указа по зарплатам, к сожалению. Там фонды зарплаты должны увеличиться на триллион в ближайшие 2 года, включая те, которые проходят через ОМС на здравоохранение. Это очень большая нагрузка. В этом бюджетном триллионе, кстати, и я уж не могу об этом не сказать, самый большой долг у Татарстана – 94 миллиарда. Это регион не самый остро нуждающийся среди других, но там часть долгов была связана с Универсиадой. Далее, Краснодарский край – 65, но он частично связан с Олимпиадой. Далее – Красноярский. В следующей четверке есть и Калуга, и другие, которым, понятно, помогли в период шока.

Думаю, мы должны уходить от бюджетного кредита, который является на сегодня дополнительным обязательством федерального уровня. Повторяю, моя идея состоит в том, чтобы часть отраслевых субсидий переместить в выравнивание дотаций - это помогло бы субъектам спокойно перевести данную ситуацию в обычное рыночное заимствование.

тема:
выступление

первая полоса

Thumb 3

20.06.2017 Поездка в Архангельск 19 июня Алексей Кудрин провел рабочий день в Архангельске. В Северном арктическом федеральном уни...

Thumb forsite

05.06.2017 Беседы о будущем - выступление Алексея Кудрина на сессии «Россия 2035» в рамках ПМЭФ-2017 Начнем с главного – как меняется мир вокруг нас? На что нам следует обратить внимание, Алексей Ле...

È