Официальный сайт

Алексей Кудрин. Официальный сайт

Уверен в возможности успешной реализации сценария спокойной ненасильственной трансформации нашей политической системы и всего государства

Комитет
гражданских
инициатив

Главная » Новости - 15.11.2017

22 миллиона россиян зарабатывают меньше прожиточного минимума - интервью еженедельнику «Аргументы и факты»

Удержаться в передовых

Виталий Цепляев, «АиФ»: Алексей Леонидович, ваша Стратегия рассчитана до 2024 года. Но можно ли в России планировать больше, чем на 2-3 года вперед? Тем более при такой международной обстановке, при скачущих ценах на нефть...

Алексей Кудрин: Несмотря на изменчивость мира, некоторые базовые вещи все-таки можно прогнозировать. Очевидно, к примеру, что продолжительность жизни и численность пенсионеров России будут расти, а денег на медицину нужно будет существенно больше. Также мы знаем, что с 2008 г. у нас убывает трудоспособное население. До 2035 г. на 10 млн сократится количество молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет — то есть наиболее активное и восприимчивое к новому поколение. Значит, наши планы в экономике должны исходить не из наращивания численности работающих, а из наращивания производительности. Чтобы прибавлять ВВП темпами 3-4% в год, нам придется увеличивать производительность быстрее других стран.

И еще. Наш анализ показывает, что Россия подошла к критической черте по качеству инноваций и вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Мы никак не можем занять свое место на современных рынках — прежде всего, в сфере информационных технологий. По темпам цифровизации Россия отстает от передовых стран в 3-4 раза! И в нашем прогнозе мы ставим вопрос ребром: сохранится ли Россия как технологическая держава? Есть большой риск, что из категории передовых стран мы перейдем во второй эшелон и ещё быстрее начнем отставать от мира.

Так или иначе, любой долгосрочный прогноз каждые 2-3 года должен уточняться. Что, кстати, у нас обычно не делается. Концепция долгосрочного развития, принятая в 2008 г., несмотря на кризис 2008-2009 годов, несмотря на рецессию последних лет, не пересматривалась и сейчас действительно безнадежно устарела. Поэтому нам и нужна новая стратегия.

Вы упомянули про увеличение числа пенсионеров. Известно, что вы сторонник повышения пенсионного возраста. Неужели других ресурсов, чтобы платить старикам хотя бы нынешнюю скромную пенсию, не осталось?

— Скажу прямо: да, не осталось. Смотрите, в 2016 г. государство впервые нарушило свои обязательства и не провело индексацию пенсий для всех пенсионеров. Однократная выплата в размере 5000 руб. не компенсировала то, что люди недополучили. Сейчас обсуждается ограничение выплат работающим пенсионерам. Это всё — следствие дефицита средств в Пенсионном фонде. Можно ли закрыть дыру за счет других источников — например, повышения налогов? Нет. Сравните масштабы трат: за последние 7 лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП. В нынешних ценах это примерно 2,5 трлн рублей в год — почти столько же, сколько мы тратим на всё образование в стране. Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей.

Между тем, уже все страны бывшего Советского Союза повысили пенсионный возраст, кроме двух — нас и Узбекистана. В 2017 г., например, это сделала Белоруссия. Повышение пенсионного возраста — мера не просто необходимая. Она увязывается с ростом продолжительности жизни, с увеличением периода активной жизни примерно на 10 лет. Сегодня человек в 60 лет чувствует себя так же, как раньше в 50. Многие мои ровесницы обижены самим названием — «пенсия по старости». Ну, какая это старость?! А главное, я хочу подчеркнуть — повышение пенсионного возраста выгодно прежде всего самим пенсионерам. Поработав лишние 2-3 года, они получат более высокую пенсию. Сейчас человек в среднем получает 34% от той зарплаты, которую имел до выхода на пенсию. В мире считается, что государство должно обеспечивать 40% прежнего заработка, а еще 20-30% человек должен накопить за свою трудовую жизнь сам. Поэтому наши 34% — это очень мало. Выход на пенсию сейчас означает резкое — в три раза — снижение качества жизни. Это такая «жесткая посадка» для человека, который выходит на пенсию. А если не повысить пенсионный возраст, то даже этот уровень мы не удержим и сможем платить людям лишь 25-27% от заработка.

Пособия надо платить нуждающимся

— Самое ужасное, что в разряд бедных у нас порой попадают даже работающие. По подсчетам Росстата, доходы ниже прожиточного минимума имеют 22 млн человек — 15% населения. Почему так много — в такой богатой ресурсами стране?

— Мы в Стратегии прямо говорим о том, что уровень бедности для России — чрезмерный, в стране с таким уровнем развития не должно быть столько бедных.

Как его снизить? Прежде всего, можно перераспределить социальные выплаты в пользу нуждающихся. Мы уже лет 15 спорим — надо ли раздавать пособия всем подряд, «по категориям»? Должны ли, например, получать помощь от государства все без исключения ветераны труда или все семьи с детьми, или лучше эти деньги отдать самым обездоленным? И за эти 15 лет, надо сказать, мы не сильно продвинулись. Да, появились некоторые адресные пособия, привязанные к жизненному уровню получателей помощи, но в целом социальная система осталась прежней. Получается так, что кто-то за своими крошечными выплатами даже не приходит, а кому-то этих денег не хватает, чтобы свести концы с концами. Например, у нас существует пособие на детей до 18 лет. В одних регионах платят 200, в других — 400 руб. в месяц на ребенка. Это небольшие деньги, но они положены абсолютно всем. Вопрос: может быть, лучше давать по 1000 рублей в месяц на ребенка действительно малоимущей семье, где доход на члена семьи ниже прожиточного минимума?

Сегодня 80% всех бедных в России — это именно семьи с 2-3 детьми. Зарплаты родителей часто не хватает, чтобы выйти на прожиточный минимум для всех домочадцев. Значит, нужна дополнительная поддержка семей. Меня в последнее время даже критикуют, что я «полевел», но я действительно считаю, что с бедностью в нашей стране надо начать бороться по-настоящему. Уверен, что за 6 лет уровень бедности в целом можно снизить на 25%, а в семьях — на 40%. И это только начало.

— К числу своих достижений на посту министра финансов вы относите плоскую школу подоходного налога — 13% в России платят все, и богатые, и бедные. Но уже давно звучат призывы «восстановить справедливость» и вернуться к прогрессивной шкале: чем больше доходы, тем выше ставка налога. Не поможет ли это решить проблему с бедностью?

— Для бюджета отказ от плоской шкалы даст совсем небольшую прибавку. Дело в том, что богатые люди, предприниматели львиную долю своих доходов получают не в виде зарплаты, с которой уплачивается НДФЛ, а в виде различных финансовых активов. Там применяются другие виды налогов — на прибыль, на имущество и т.д. Допустим, мы обложим повышенным налогом зарплаты выше 1 млн рублей в год. В этом случае подавляющего большинства налогоплательщиков (96,8% от числа занятых!) такое повышение вообще не коснется. И если остальные 3,2% граждан вместо 13% заплатят 15% или даже 20% налога — это мало что даст бюджету.

Можно ли раздать нефтяные доходы?

— Коммунисты предложили распределять между всеми гражданами 20% доходов бюджета от продажи природных ресурсов. Мол, так делают в арабских странах — а мы ведь тоже нефтяная держава.

— В принципе, мир действительно постепенно идет к тому, что люди будут получать так называемый универсальный базовый доход — просто по факту того, что они граждане данной страны. Идея в том, что любая семья должна иметь достаточно средств на жизнь, даже если никто из её членов не работает. В Швейцарии на эту тему даже проводился референдум, правда, народ идею не поддержал. Люди понимают, что платой за «всеобщую халяву» станет повышение налогов или сокращение расходов на медицину, образование и т.д. Есть и другой аргумент против таких выплат — гарантированный государством доход снижает стимулы к труду, нация начинает лениться.

Я бы говорил скорее не о поголовной раздаче нефтяных доходов, а том, что в России уже начали делать — повышении минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума. Излишки нефтегазовых доходов лучше не проедать, а вкладывать — в дороги, в здравоохранение и образование, которые у нас недофинансированы.

— Что будет в ближайшее время с рублём?

— Курс рубля в первую очередь зависит от цен на нефть. Если они будут расти, то и рубль будет укрепляться — на 1-2 рубля, до 55-56 руб. за доллар. Но остаются, конечно, сильные политические риски. Если продолжится ухудшение отношений с Западом, то курс рубля пойдет в обратную сторону. Такое ухудшение может быть связано с тем, что сейчас начинает применяться новый санкционный закон США. Некоторые компании мира уже начали ограничивать контакты с российскими предприятиями, боясь попасть под американские санкции. И это серьезный риск для нашей экономики.

Санкции чувствительно влияют на Россию

— Вообще, насколько сильно санкции повредили нашей экономике?

— Конечно, санкции чувствительно влияют на Россию. Как бы мы ни старались минимизировать их вред, он остается. Санкции — это потеря 0,5 — 1% прироста ВВП. То есть без них мы бы перешли к экономическому росту чуть быстрее. Кроме того, мы теряем возможности для технологического обновления в некоторых отраслях. Наши компании, конечно, ухитряются как-то работать с продукцией третьих стран, которые не вводили против нас санкции. Но последний пакет американских санкций оказался намного жестче всего того, что принималось ранее. Если до сих пор только американские и европейские компании ограничивались в сотрудничестве с рядом российских компаний, то теперь США заявили, что они накажут любую компанию в мире, которая будет сотрудничать с предприятиями из РФ, попавшими в черный список. Работать нашему бизнесу будет явно сложнее.

— Есть точка зрения, что санкции приносят и пользу — мобилизуют внутренние резервы.

— Конечно, у любой страны есть достаточные ресурсы для развития. Даже в Китае, на пике его политики по привлечению зарубежных капиталов, доля иностранных инвестиций не превышала 15%, а 85% — это были собственно китайские средства. Любая страна львиную долю вложений в экономику получает за счет конвертации сбережений населения и компаний в инвестиции, через финансовые институты.

В этом смысле у нас тоже есть «резервные мощности». Но повторюсь, важнейшая проблема состоит в том, что уменьшение нашего сотрудничества с другими странами еще больше ставит под вопрос нашу способность участвовать в технологической революции, не отстать окончательно от передовых экономик мира.

— А то, что у нас — благодаря введенным в 2014 году контрсанкциям — бурно развивается импортозамещение, разве не компенсирует потери от санкций?

— Нет, далеко не компенсирует. Говоря об импортозамещении, обычно приводят в пример сельское хозяйство. Но даже оно значительно больше теряет от того, что стало меньше стимулов развивать производительность, конкурировать с зарубежными производителями. От контрсанкций в основном выиграли птицеводство и свиноводство. Другие сельхозпроизводства испытывают скорее проблемы. Причем связаны эти проблемы даже не столько с санкциями, сколько с другими дисбалансами. У нас, например, слабая переработка зерна. И поэтому даже тот уникальный урожай, который мы получили в этом году, повлек за собой резкое снижение цен. Возникло затоваривание, потому что в стране не хватает элеваторов. Мы зачастую не можем сохранить тот урожай, которым так гордимся. И поэтому выгода от него не столь велика. Соответственно, не решив этих проблем с зерном, мы не можем решить до конца проблемы в животноводстве, в производстве крупного рогатого скота.

Впрочем, когда мы говорим о западных санкциях, важно отметить то, что своей основной цели — создать некое напряжение в стране, подвергнуть сомнению ее внешнеполитический курс — они не достигли. Экономическое же влияние, повторюсь, существует, и надо стараться вести дело к сокращению санкций. Но — только в результате взаимных сбалансированных шагов. И кстати, мои разговоры с американцами, которые ведут бизнес с Россией, показывают, что они и сами понимают — санкциями они существенно сокращают возможности для развития своего же бизнеса, и надо будет когда-то от этого отказываться.

Источник: Аргументы и факты

тема:
интервью

первая полоса

08.06.2018 Выступление на пленарном заседании Госдумы по вопросу внесения изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» В соответствии с законом «О Счетной палате» мы представили заключение на предложенные поправки в ...

Thumb fe0ef1bb 105a 4e18 aa4c a12edcbacbbc

01.06.2018 Расширенное заседание Центрального штаба Общероссийского народного фронта Счетная палата РФ готова всячески поддерживать контрольную деятельность Общероссийского народного...

Thumb sm

31.05.2018 Примаковские чтения 30 мая Алексей Кудрин выступил на специальной сессии «Будущее экономики России». Она прошла в рам...

È