Внутренний рынок не вытащит Россию на 3% роста ВВП
Алексей Кудрин принял участие в международном экспортном форуме «Сделано в России».
Ключевые тезисы выступления:
Мир будет расширять обмен товарами. И нашей стране нужно быть открытой миру, иметь прозрачные правила как экспорта, так и импорта.
Экспорт для российской экономики - это бесконечная вселенная, с огромным потенциалом. Только внутренний рынок не вытащит Россию на рост более 3% ВВП. Он слишком мал: 146 млн человек в России и 40 млн в ЕАЭС – это всего примерно 2% мирового ВВП и мировой торговли.
Чтобы экспорт стал серьезным драйвером российской экономики, мы должны расти на 5% в год по внешней торговле и на 15% – по экспорту несырьевых товаров и услуг.
Стабильность курса – фундаментальный фактор для развития экспортной экономики. За нулевые годы, когда цена на нефть росла, рубль быстро укреплялся и среднеэффективный курс увеличился почти на 90%. Это значит, что барьер на вход импорта в нашу страну снизился почти вдвое, и на столько же выросли издержки наших предприятий.
Нужно наращивать количество торговых соглашений для продвижения своих товаров. У России сейчас 11 соглашений – двусторонних и многосторонних. Нужно наращивать их количество, отстаивать свои интересы.
Россия пока более закрытая страна с точки зрения тарифной политики. В 2019 году средневзвешенный импортный тариф в РФ составлял 5,5%, в ЕС – 2,9%. Тем не менее, с момента вступления в ВТО мы значительно снизили планку: Россия идет к открытости и не должна останавливаться.
Россия обеспечивает свое благосостояние за счет продажи более простых товаров, полученных, по сути, из недр. В рамках новой политики энергоперехода нам придется в значительной степени заместить их промышленными товарами и услугами. У нас есть точки роста в разных сферах: от робототехники до фармацевтики. Так продажи всех вакцин за 10 месяцев 2021 года подскочили в несколько раз, превысив $1,2 млрд.
Государство должно обеспечить всестороннюю поддержку экспортерам: от логистической до консультационной. Нужен настоящий «зеленый коридор» для компаний, которые хотят торговать на внешних рынках. В том числе – для малого и среднего бизнеса. У наших производителей большой потенциал, нужно помочь им максимально его раскрыть.
4 кита, на которых должен держаться и развиваться российский экспорт: